пр. Ленина 50ж, 2 этаж, студия 230
10:00–22:00
+7 (343) 318-27-40 Заказать звонок

Высокий уровень развития общества и технологий позволяет нам каждый день знакомиться с новыми именами, с новыми видами искусств и с новыми музыкальными произведениями, в частности с произведениями жителей других стран и исполняющихся на другом языке. Поэтому можно понять, что объём музыкального материала, как и количество желающих исполнить его, постоянно увеличивается и появляется потребность в изучении иностранного языка и понимания работы с ним.

Данная статья посвящена рассмотрению факторов, доказывающих положительное влияние изучения иностранного языка на мозг человека, фонетических особенностей какого-либо языка, и этапов работы над произведением на иностранном языке.

Постоянное появление новых имён на эстраде и новых произведений в музыкальной сфере, значительно обогащает музыкальный репертуар и вызывает большой интерес к нему. Включая иностранный репертуар в работу, мы можем воспитать у себя и у учеников художественный вкус и значительно обогатить исполнительские навыки (здесь важно понимать то, что без практики пения на каком-либо языке невозможно познать определённый стиль в музыке, например, свинг или блюз). При этом изучение иностранного репертуара, а соответственно и иностранного языка имеет много положительных сторон и важных качеств для развития мозга человека. Известно, что при изучении иностранного языка увеличивается гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) и некоторые участки коры больших полушарий, уменьшается вероятность заболевания синдромом Альцгеймера, развивается память, увеличиваются способности к одновременному решению нескольких задач в уме, т.е. многозадачности, легче переносятся неожиданные смены обстоятельств.

Одним из важных качеств изучения иностранного языка является развитие способностей к занятиям музыкой, ведь при изучении иностранных слов, при прослушивании иностранной речи мозг открывает для себя массу новых звуков, которые ранее не слышал, он начинает лучше слышать музыкальную фразу, отмечает движении интонации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разбирая иностранный материал, мы можем развить не только творческие способности, но и повлиять в целом на интеллектуальное развитие.
Хочется отметить, что для исполнения произведений на каком-либо языке, важно понимать основы его фонетического строя.

«Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку)» [2]. Предмет фонетики подразумевает под собой тесную связь между устной, письменной и внутренней речью. То есть фонетика исследует не только языковую функцию, но и другие стороны своего объекта: артикуляционный аппарат, акустическую сторону звуковых явлений.

Основными единицами и средствами фонетики можно считать единицы: 1) выделяющиеся в потоке речи: звуки, слоги, ритмические структуры, фразы; 2) накладывающиеся на указанные ранее: тон, ударение, длительность и темп. Любой язык в своей основе имеет эти фонетические единицы и отличается от любого другого языка, поэтому для более точного и аутентичного исполнения произведения, и педагогу, и ученику важно ознакомиться с ними в системе конкретного языка.

Вот несколько различий фонетики русского и английского языков:

  • В отличие от русского языка, в английском языке есть деление гласных на долгие и короткие звуки, и случайная смена одного звука на другой может привести к значительным изменениям, вплоть до изменения смысла слова.
  • В английском языке все гласные поделены на монофтонги — звуки, звучание которых не меняется на протяжении звучания [bed — кровать], дифтонги – звуки, состоящие из двух частей [ould – старый], трифтонги – звуки, состоящие из 3 частей [faiə — огонь, гореть].
  • Вне зависимости от следующего звука, согласные в английском языке не смягчаются.
  • Большую роль в фонетике английского языка имеет интонация. Она сочетает в себе высоту тона, ритм, фразовое ударение и темп.

Эти несколько примеров являются малой частью различий между фонетикой русского и английского языка, и конечно, при работе над конкретным произведением нужно детально проработать текст и учесть фонетические особенности используемого в тексте языка.
Разбор текста подразумевает под собой правильное произношение слов, ударения, подстрочный перевод, определение главных слов во фразах. Эта работа должна происходить на начальном этапе изучения произведения, чтобы у Вас было достаточно времени освоить новый материал, а так же, чтобы Вы сразу понимали смысл исполняемого произведения. В результате этой работы, Вы должны научиться произносить текст без остановок, в нужном ритме и темпе, и при этом быть независимым от мелодии.

Помочь в данной работе сможет знакомство с понятием «общепевческая артикуляционная база», выдвинутое Ариадной Карягиной в методических рекомендациях «Современный вокал». «Понятие общепевческой артикуляционной базы предполагает включение в процессе постановки голоса таких артикуляционных мышечных движений, которые обеспечат международный эталон звучания голоса. Каждый хорошо обученный профессиональный певец является «счастливым обладателем» таких качеств голоса, как свобода и тембральная ровность, разборчивость, полётность, развитый звуковысотный диапазон и пр. Эти качества являются неотъемлемой частью звукового эталона». [1, с.28]. Эта база, создана для всех певцов, независимо от их национальности и происхождения. Приведём несколько важных качеств вокальной речи, на которые нужно обратить внимание при занятиях над иностранным произведением:

  • Независимо от родного языка исполнителя, гласные должны формироваться по общим законам формирования певческого голоса;
  • При пении, одной из важных задач является выработка стабильного положения гортани и мягкого нёба;
  • При пении на любом языке, «близкий» звук должен достигаться включением речевого резонатора и «вокальной маски» на всём диапазоне голоса с опорой на переднеязычные согласные.
  • Согласные в конце слова, независимо от языка, должны исполняться чётко и на дыхательной опоре.

После того как проведена основная работа над текстом, нужно обратиться к музыкальной части произведения и ознакомиться с материалом. Вы должны хорошо знать мелодию и представлять её движение, знать фрагменты, где есть переходы и скачки, вокальные приёмы и украшения. Для более быстрого освоения мелодии её можно проучить на отдельный удобный слог, как русскоязычные такие как «на», «та», так и англоязычные «nay», «mum», «wee». Этот приём так же следует использовать на начальном этапе работы над произведением, он поможет Вам обратить внимание на правильное звукоизвлечение, а не переключаться на произношение текста.

Надеюсь, что статья поможет Вам в работе над исполняемыми произведениями и обогатит Вас новыми знаниями!

Диана Дектянникова

Преподаватель-методист школы SOUND CITY

Посети пробный урок бесплатно!